Дэйн    Радьяр

 

Личностно-ориентированная

астрология

 

 

ДЛЯ  ЧЕГО  НУЖНА  АСТРОЛОГИЯ?

 

Наиболее важным фактом сегодня является не то, применимы ли сегодня основные правила классической ас­трологии, а то для чего они применимы. Иными словами, для чего астрология может быть наиболее значимо и надежно при­менена в наше время и что скрывается под верой в то, что астрология имеет ценность для человека двадцатого века и удовлетворяет существенную потребность нашего научно-тех­нического общества?

Я задаю эти вопросы, поскольку мы слишком часто не мо­жем осознать, что изолированное знание фактов приобретает «ценность» только по отношению к человеку или обществу, осведомленному об этих фактах. Что имеет значение, так это взаимоотношение между знанием и знающим, а не изолиро­ванное знание. Некоторые знания, которые были очень необ­ходимы в определенных обстоятельствах, определенных усло­виях и для определенного типа людей, становятся не значимы­ми или просто бессмысленными в другой период эволюции человечества и при других условиях. По мере возникновения и развития у человечества новых способностей другие, более примитивные, средства восприятия или приспособления к окружающим условиям часто устаревают и атрофируются или они переориентируются и переходят на другой уровень. Если кто-то не понимает это, значит он действительно не осознает, что представляет собой эволюция психики и мышления, также как и биологическая.

Астрология почти определенно первоначально развивалась на базе самого раннего ощущения человеком того факта, что сырые, жаркие, окутанные туманом джунгли, в которых оби­тал первобытный человек, были наполнены неожиданными встречами, оканчивающимися жизнью или смертью, тогда как ясное небо, видимое в пустынях и с вершин гор, представляло собой внушающую благоговение и воодушевляющую картину порядка и периодичности движения — предсказуемую в связи циклически повторяющимися небесными событиями (фазы Луны, осцилляции север-юг Солнца в течение года, соедине­ния планет и звезд, затмения и т.д.). Все религии были основа­ны на этом контрасте порядка, повторяемости и величия не­бесных явлений и беспорядка, хаоса, непредсказуемости и опасности событий, по-видимому присущих биосфере, в кото­рой живет и борется за выживание человек — контрасте между небесами и землей, божественной и человеческо-животной природой. Поэтому астрология, являвшаяся, насколько мы знаем, своеобразной попыткой человека сформулировать по­рядок вселенной и ощутить чувство относительной безопасно­сти, называлась «матерью всех наук», так как все науки пыта­лись предсказать, что случится при взаимодействии опреде­ленных факторов в контролируемых условиях.

Наука, однако не противопоставляет небесный порядок земному хаосу, она утверждает, что порядок существует всю­ду, что законы природы действуют везде в любом окружении. Зная эти законы, человек может изменять окружение для улучшения своего благополучия и производительности. Наука имеет дело с причинными взаимоотношениями между бытием и энергиями, действующими в пределах определенного окру­жения. Таким образом, если наука — в сегодняшних терминах — принимает определенные основные предпосылки астроло­гии, она должна исходить из признания того, что солнечная система как целое (возможно вся галактика) составляет эф­фективное окружение человечества; мы увидим, что эмбриональная «космоэкология» (наука о воздействии космического окружения на биосферу) уже развивается.

Я определенно считаю, что астрология архаичной эпохи не думала о небесах и планетах в таком смысле. Она верила в два различных мира:

1)  «формирующий» мир небесных Иерархий и звездных или 

     планетарных богов;

2)  мир земных созданий.

Первый управлял вторым и в действительности создал по­следний. Божественная и человеческая природа коренным об­разом отличалась друг от друга. Космические и планетарные боги исполняли мотив, а все живые существа и земные явления должны были танцевать под эти ритмы, не имея возможности ускользнуть.

Многие из приверженцев астрологии верят — хотя и не любят признавать это — в такую дуалистическую картину, даже вопреки утверждениям «звезды побуждают, а не при­нуждают». Однако, в период первых двух тысячелетий до н.э. нашлись некоторые вдохновленные умы, которые начали про­возглашать, что в человеке есть «божественная искра», что он, как Дух, находится в изгнании на Земле — он послан сюда, чтобы приобрести определенный опыт или отработать про­шлую карму — этот Дух может освободиться от земных оков и: или «возвратиться в свой духовный дом» или осознать даже здесь свою тождественность с абсолютным божественным Принципом или Бытием. Иисус учил: «Небесное Царство внутри нас». Греческий перевод его слов использует термин makarios, означающий «небо». Это означает великую духов­ную революцию. Дуальность небеса-земля, божественное-человеческое, порядок-хаос превратилась в единство. Порядок был везде. Бог был везде. Не означает ли это, что астрология стала бесполезной?

Так считали большинство отцов Христианства и Церковь в целом. Но астрология уцелела. Почему? Потому что получил развитие новый подход к ней. Этот новый подход был заложен в старой аксиоме «Что наверху, то и внизу», т.е. то что проис­ходит на земле и в человеке «соответствует» тому, что имеет место на небе, т.е. во вселенной. Другими словами, микрокосм, человек, отражает макрокосм (т.е. всю вселенную).

Так как астрология развивалась в христианской Европе, она соединила довольно двусмысленным способом новые прин­ципы «небеса внутри нас» и оккультное соответствие старой дуалистической картине, согласно которой небесные боги-творцы управляют сверху человеческой природой.

Но из-за неосознания того, что эти два подхода к астроло­гии коренным образом отличаются, хотя могут взаимодейство­вать и переплетаться друг с другом, возникла изрядная пута­ница. Используются старые термины и понятия, которые не­действительны в рамках нового подхода, и эта путаница усу­губляется тем, что современный человек мыслит в терминах гелиоцентрических (Солнце в центре) и даже галактических понятий, подкрепленных доказательствами современной кос­мической науки, тогда как терминология, все еще используе­мая астрологами, в основном геоцентрическая, т.е. Земля на­ходится в центре. Так, например, астрологи говорят о «непод­вижных звездах», о Солнце «входящем» в зодиакальный знак или созвездие, о Солнце и Луне как «планетах» и т.д. Также запутанная ситуация существует и в отношении значений «до­мов» и новых планет, «планетарных управителей», достоинст­ва и слабости.

Первое, что необходимо сделать астрологам, если они хо­тят, чтобы астрология обрела «респектабельность» и стала ака­демической и законно признанной наукой — это дать ясное определение используемым терминам, а также согласовать, какое место система, которой они придерживаются, занимает по отношению ко всей сфере астрологии, древней и современ­ной. Это очень трудная задача, учитывая то, что личное мне­ние отстаивается иногда с почти фанатическим рвением и мно­гие астрологи преподносят свои находки, основываясь на чисто субъективной почве, т.е. распространены утверждения типа: «В моем опыте с сотнями карт, я обнаружил...». Необходимо полное объективное и историческое представление различ­ных путей использования астрологии — каждый из которых является результатом конкретного похода к жизни или виде­ния мира и конкретного темперамента, а также культурно-социального фона. А первым шагом в этом направлении долж­но быть признание основного факта, что существуют два ос­новных подхода к астрологии.

Между ними, конечно, нет четкого разделения и каждый берет многое от другого; однако каждый является выражением основополагающего пути видения человека и вселенной, окра­шивающего каждое используемое астрологическое понятие и метод интерпретации.

Астрологи могут сказать, что то, что я обсуждаю здесь, ничто иное, как разница между «мунданной» и «натальной» астрологией, которые представляют две ветви одного искус­ства или науки астрологии. Но это возражение относится толь­ко к поверхностному аспекту проблемы, так как существуют два различных пути подхода в натальной астрологии и, хотя это не столь явно, различные аспекты в мунданной астрологии. То, что я имею в виду, это фундаментальная позиция астроло­га (его культурные и исторические корни) относительно основ­ной цели, значения и функции астрологии — что будет ясно из дальнейшего рассмотрения.