Дэйн Радьяр

 

Личностно-ориентированная

астрология

 

АСТРОЛОГИЯ КАК КАРМА ЙОГА

 

Основная идея, на которой построена астрология, заключается в том, что все, что «рождено» (т.е. начинает действовать как индивидуальный фактор в определенном окружении) в определенное время и точке пространства, организовано в соответствии с определенным семенем-образцом или архетипом, символизируемым его картой рождения. Семя-образец определяет, каким этот организм (или организованная область активности) должен стать, чтобы выполнить свою функцию в универсальной схеме активностей, или, кто-то может сказать, согласно Плану Бога.

Конечно, в одно и то же время и по крайней мере почти в одном и том же месте могут появиться на свет не только ряд человеческих созданий, но и большое разнообразие биологических организмов, при этом каждый из них представляет из себя целое. Все они имеют одинаковую временно-пространственную формулу существования. Одна и та же фундаментальная Космическая Идея присутствует во всех этих целых. Будет ли эта Идея выражаться в действительных фактах и существенных событиях точно одинаковым образом?. Очевидно нет. Все эти факты и события будут зависеть в первую очередь от природы организма, т.е. его генетического характера и фона, а затем от того, каким способом этот организм связан и взаимодействует через собственные усилия со своим окружением.

Такая взаимосвязь почти исключительно определяется наследственностью у биологических видов ниже примитивного человека. Но у человеком появляется возможность управления взаимосвязью с окружением. Человек может преобразовывать свое окружение, чтобы достичь определенной цели. Это теоретически замечательно, но каким будет в действительности реальный результат зависит от самой цели. Эта цель может определяться коллективно-социальными факторами и культурными ценностями, которые ничего или очень мало имеют общего с «идеей Бога» для индивидуального существа, появившегося на свет в определенное время и в определенном месте. Индивидуальное человеческое существо может жить такой жизнью, когда предопределенная Богом структура его существования перекрыта социальными, культурными и семейными определяющими факторами и коллективными Идеями того, что должно или не должно быть сделано, так что эта жизнь оказывается выражением только внешних и коллективных целей и искажает «Идею Творения» вселенной. Архетипичный основной характер и цель жизни личности игнорируются или, по крайней мере, они будут проявляться только через искривляющие и затемняющие линзы того, что семья и общество, а не вселенная и Бог, считают целью ее жизни.

Многие человеческие существа могут иметь одинаковую карту рождение, т.е. одинаковый семя-образец, Природа плодовита в создании семян, но только некоторые желуди превращаются в достигшие полного развития дубы. Из тех человеческих созданий, которые родились с одинаковым семенем-образцом, лишь один или очень немногие возможно актуализируют потенции скрытые в этом семени-образце сознательным и существенным образом. Гений и сумасшедший могут иметь одинаковые карты рождения. Этот факт не означает, что астрология не имеет ценности, при условии, если мы осознаем, что астрология не сообщает нам о том, что произойдет, а о том, что вероятно случится, если человек будет действовать сознательно и усердно в соответствии с небесными инструкциями, представленными в его карте рождения.

Именно на такую позиция опирается Гуманистическая астрология. Гуманистическая астрология по существу имеет дело с проблемами сознания. Она основана на философии сознательного восприятия. Она требует от каждого индивидуума, чтобы он воспринимал, каким он потенциально является — в целостности, без приклеивания каких-либо этических ярлычков «хорошее-плохое», «удачное-неудачное» и т.д. Это означает, что человек должен воспринимать карту рождения такой, как она есть, и быть полным решимости осуществить все, что заключено в ней. Но то, что заключено в карте рождения, должно быть увидено в полностью новом, нетрадиционном свете, в осознании того, что каждая карта выполняет существенное назначение, все имеют ценность, и что он, как олицетворяющий ее индивид, сам является этим назначением, каким бы оно не было и как бы общество или родители не рассматривали его ценность.

При таком подходе к жизни человек очень ясно понимает, что философы Хинди подразумевают под дхармой. Согласно концепции дхармы, каждое живое создание имеет свою собственную дхарму, свою «правду жизни». Оно имеет то, что сегодня часто называют «истинной индивидуальностью». Бунтарская молодежь нашего времени часто отчаянно и упорно борется, чтобы найти свою индивидуальность, свою «уникальность бытия», поскольку наша культура не дала им традиционного пути сознательного поиска своей индивидуальности и открытия «настоящего Имени», они часто восстают против каждой социально-культурно-религиозной идеи, которая была запечатлена в их мозгу во времена раннего детства, или бродят по пути квази-мистического выхода в поисках неуловимого экстаза.

Дхарма, «правда жизни», индивидуальность: эти и другие термины относятся к тому, что я уже называл «семенем-образцом» индивидуальной личности. Духовная жизнь основана на сознательном восприятии этой дхармы-образца. Но как может кто-либо сознательно воспринимать то, чего он не знает? Поэтому, первым делом нужно прийти к ясному, по возможности чисто сознательному, восприятию того, что человек по существу является индивидуальностью, а не членом той или иной расы, семьи, социального класса, религии, культуры, нации и государства.

Астрология может стать способом такого осознания, но, если она будет служить для этого, следует коренным образом преобразовать множество традиционных астрологических концепций. Карту рождения следует понимать как архетип или семя-образец индивидуального существа — как символическую «форму» индивидуальности и как судьбу, так как эти два понятия идентичны. Судьба человека — это путь, следуя по которому он может осуществить свою индивидуальность и актуализировать то, что было лишь потенциями при его рождении. Индивидуальность — это дхарма, судьба — карма человеческого создания. Дхарма — это основополагающий образец, а карма — определенный тип активности для актуализации этого образца индивидуальности.

То, что Хинди философы называют «Карма Йога», это процесс полного принятия определенной активности, требуемой, чтобы актуализировать и выполнить дхарму. Карма также относится к результатам прошлых действий, но это не является ее основополагающим значением, хотя такое понимание широко распространено и очень популярно. Прошлые действия, выполненные не в соответствии с дхармой индивидуума, оставляют отработанные и остаточные продукты, более того, то, что не было сделано, а должно было быть сделано для выполнения дхармы, остается как незаконченное дело. Так как существование циклично, то дело, оставшееся незаконченным в конце цикла, появляется в следующем (или новом) цикле как карма. Эта «старая карма» обуславливает и во многих случаях определяет характер новой дхармы — семя-образец нового рождения. Если принять жесткую концепцию реинкарнации, то карму следует воспринимать как результат неудач, искажений и незаконченных дел прошлой жизни.

Карма Йога это «согласие» с тем, что необходимо сделать для полнейшей актуализации характеристик и потенций индивидуума, рожденного в определенное время и определенном месте — т.е. в определенном окружении и определенной фазе циклической эволюции человечества. Это означает абсолютное восприятие карты, как средства выполнить дхарму, которую она символизирует, но только если смотреть и понимать карту рождения как сфокусированный образ целой вселенной и ее ритмов, представляющих целое ее взаимозависимых частей, и при этом никакая часть, ничего в карте не должно рассматриваться как «плохое» или вредное.

Около сорока лет назад я написал брошюру под названием «Воля Судьбы» ("The Will to Destiny "). Эта фраза в определенном смысле перевод термина Карма Йога — но, конечно, это также выражение христианского идеала подчинения «Божьей Воле». Однако все такие фразы и все, что скрывается в них, становятся бесполезными на современной стадии развития человечества, если при этом не добавить, что такое отождествление с космическим образцом и сонастроенность с великими ритмами вселенной должны быть результатом сознательного процесса. Другими словами, идеальным является не пассивная позиция выпустить все из рук, а позитивное, динамичное фокусирование сознания на дхарму. Сознание фокусируется при последовательном и постоянном стремлении сначала осознать характер этой индивидуальной «правды жизни», а затем понять ее цель. Конечная цель — не только осуществить судьбу-индивидуальность, но и в самом процессе этого осуществления сознательно и ясно почувствовать космическо-божественную цель появления человека на свет в данное время и данном месте, т.е. причину существования человека, как индивидуума.

Однако эту цель невозможно правильно понять, если этот процесс понимания не будет тождественен с процессом исполнения судьбы. Дхарма открывается через действие кармы, но только при фокусировке сознания на этом действии, в тот момент, когда оно происходит, а не перед этим. Карта рождения (плюс прогрессии и транзиты) имеет ценность только, если ее рассматривать как фон во время поворотных точек, кризисов и важных решений в жизни человека, которому она принадлежит. Это, можно сказать, вид географической карты, на которой мореплаватель прокладывает путь, отмечая прошлые достижения. Когда этот мореплаватель сталкивается с возможной переменой курса, он спрашивает: «Учитывая то, что я уже достиг, каким должен быть следующий шаг?»

Однако, такой вопрос является не только бесполезным, но и вредным (с духовной точки зрения), в том случае, если индивид не стремится и не готов «достичь йоги» в этом следующем шаге, каким бы он ни был. Это означает, что он не может осознать, что любой шаг, который для него будет шагом вперед, будет «правильным», невзирая на то, как общество и религия — и обычные астрологи — будут рассматривают его: как хороший или плохой, легкий или трудный, удачный или неудачный. Карма Йог исполнит это действие невзирая на последствия, если он «знает» — а это знание вне благоразумия, традиций, страхов — что этот шаг будет для него шагом вперед.

Эта добровольная готовность встретить любой кризис и в целом жить согласно осознанной и принятой судьбе не часто встречается среди человеческих созданий, особенно в нашем все разрешающем, гедонистическом, ориентированном на комфорт обществе. Она никогда не была широко распространена, вот почему Хинди Гуру должен играть в жизни своих учеников роль, которую последние обычно не понимают, а, если и понимают, то редко оценивают. Гуру «низвергает» карму своего ученика, он заставляет своего ученика, прямо или косвенно, смело встретить его карму, которую этот ученик обычно старался бы избежать или отсрочить с помощью хитрых и умных мысленных уверток. Но в то же время Гуру находится рядом, психически, если не физически, чтобы сыграть роль «волшебного зеркала», в котором ученик может увидеть сознательно — возможно не немедленно, но раньше или позже — то, что происходит, и почему это происходит.

Это «сознательный Путь», это также путь «символической жизни». Жизнь является символической, поскольку каждый процесс и событие в ней наполнены смыслом, в некоторой степени это выражение Воли Гармонии, которая является основой всего существования, как микрокосма, так и макрокосма. Сама по себе карта рождения это тоже символ. Астрология — это космический язык. Каждый момент времени имеет «сообщение» для передачи в каждую точку пространства. Целое постоянно передает сообщения своим составным частям, но части не всегда могут услышать это, так как они в основном озабочены защитой своих границ от любых слишком мешающих им сообщений. Они должны осознать, что сама форма границ раскрывает их «небесную» индивидуальность. Вселенная вне этой формы, индивидуальность внутри нее. Форма, т.е. индивидуальность, не разделяет, она определяет смысл того, что она структурирует.

Все это может быть применено к астрологии. Карта рождения — это вселенная, как ее видит человеческий индивидуум, но это также и индивидуум, как вселенная реагирует на него. Имя, данное ребенку его родителями, устанавливает характер отношений родителей (и их общества) к ребенку. Карта рождения индивидуума — это его небесное Имя, Имя, данное ему вселенским Целым, т.е. Богом. Примет ли индивидуум это Имя, примет ли он этот образец отношений со вселенной? Примет ли он его, как принимает и относится к своей судьбе Карма Йога, с одинаковым спокойствием, т.е. без связи с успехом или неудачей, удовольствием или болью, радостью или печалью, богатством или бедностью?

За почти четыре десятилетия знакомства с астрологией я заметил, что, так называемые, критические аспекты возможно приносят человеку, знающему о них из астрологии, более острые и часто более огорчающие конфронтации, чем в том случае, когда он не знал о них. Психологическим объяснением этого может быть следующее: он сознательно или подсознательно ждет и боится этих конфронтации; но это, наверное, недостаточно глубокое объяснение. Может быть установлением сознательного контакта со своим небесным Именем (т.е. со своей картой рождения) индивидуум сделал себя более открытым к «потоку» кармы (которая держала в беспокойстве его подсознание), более готовым принять ее полностью без каких-либо отговорок.

Поэтому я должен спросить человека, желающего получить профессиональные астрологические знания: Готовы ли вы и хотите ли встретить до конца свою судьбу? Действительно ли вы стремитесь открыть свое настоящее Имя? Если нет, то оставьте астрологию, она может принести вам только замешательство. Истинная астрология стоит «по ту сторону добра и зла», как эти термины обычно интерпретируется в нашей, по общему мнению, христианской цивилизации. Это подход к философии жизни, который вам возможно совсем незнаком. Это применение этой философии — холистический, циклокосмический способ сонастройки со вселенной. Для того, чтобы следовать по этому пути, вам следует отбросить многие традиционные убеждения. При этом то, чего вы можете достичь — это просто способность подготовиться к более глубокому участию в процессе рождения нового человечества.