Бруно Хубер

 

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХОСИНТЕЗ

 

Личность, любовь и интеллект:

целостный образ человека

в астрологической карте

 

 

Часть I

Отражение интеллекта

в астрологической карте

 

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛЕКТ?

 

 

ТРИ КЛАССИЧЕСКИЕ ПЛАНЕТЫ ИНТЕЛЛЕКТА:

 САТУРН, ЮПИТЕР И МЕРКУРИЙ

 

Сатурн — память

 

Сатурн уплотняет материю; он ограничивает, кристаллизует и сжимает, в противоположность Солнцу, которое расширяет, активизирует, выводит из границ, порой даже взрывает. Сатурн символизирует все кристаллизующие тенденции, в том числе процессы сбора информации с дальнейшей ее концентрацией, группировкой, т.е. процессы памяти.

Память — очень важная часть интеллекта. Без нее мы забывали бы все, чему научились, и не могли бы использовать изученное. Почти всякое новое научение опирается на ранее заложенные основы, которые хранятся в памяти, ожидая вспоминания. Люди с сильным Сатурном склонны жить в прошлом, они консервативны и постоянны в своих привычках и часто производят впечатление малоподвижных. Они вечно твердят о добрых старых временах и склонны недоверчиво относиться к новому, потому что не могут втиснуть его в свои устоявшиеся представления.

 

Меркурий — координатор

 

К сожалению, в наше время Меркурий чрезмерно переоценивается. В действительности он не более ценен, чем Сатурн. Он представляет другую грань интеллекта.

Меркурий — это принцип информации. Он любит слова и ловко обращается с абстрактными концепциями. Люди с сильным Меркурием стремятся собирать информацию (чем больше, тем лучше) и распространять ее.

Сам по себе Меркурий предпочитает действовать как почтальон: только передавать информацию, а не работать с ней. Его всерьез не интересует, важна ли информация, имеет ли она какую-то ценность. Меркурианскому человеку доставляет удовольствие поделиться новостью, фактом, идеей без лишних размышлений над ними. Но Меркурий все же имеет способ работы с информацией — варьирование, которое может производиться до бесконечности. Это не творческий процесс, а именно вариации на старую тему. Мы должны четко сознавать разницу. Меркурий сам по себе не обладает творческой активностью, он специализируется на передаче знания. Его специфическая функция — представлять знание в такой форме, в которой оно ясно, четко и легко схватывается. Именно поэтому он столько внимания уделяет владению словами. Конечно, каждый человек в той или иной степени способен к коммуникации. Мы все можем усваивать мысли и передавать их другим, например, шутки, которые услышали и повторяем своим друзьям. Юмор часто подразумевает умелое пользование словами.

 

Сатурн и Меркурий память и координация ♄☿

 

Академический тип интеллекта — это способность схватывать, запоминать, соотносить между собой знания, которые считаются важными в данной культуре.

Многие диссертации не содержат или почти не содержат оригинальных мыслей. Они представляют собой книжные знания, определенным образом расположенные, и специально подобранные цитаты, — то есть синтез собственного знания ученого и знаний других людей, не делающий оригинального вклада.

 

Юпитер — ощущение, восприятие, понимание

 

Здоровый, уравновешенный интеллект невозможно представить вне качеств, символизируемых Юпитером. Юпитер привносит ощущение реальности, контролирует сенсорный аппарат. Юпитер — это целостность, объединяющая пять чувств: слух, зрение, вкус, обоняние и осязание.

Хорошо расположенный Юпитер позволяет самым разумным образом использовать сенсорные данные, хорошо улавливать ключевые сигналы из внешнего мира. Мы в состоянии быстро отреагировать на них и обратить к наибольшему благу. На этом основывается наша "удачливость". В прежние времена Юпитер называли Большим благодетелем — планетой, которая приносит счастье. Юпитеру нет нужды выражать свои откровения в словах, он сразу переводит их рефлекторным образом в действия и реакции. Благодаря Юпитеру мы обогащаем полученное из книг плодами собственных наблюдений и прозрений, расширяя таким образом диапазон своего интеллекта. Узнать со слов, что дом сделан из камня, — совсем иное, чем своими глазами увидеть, своими руками ощутить это. В последнем случае мы сами переживаем природу камня — теория подкрепляется личным опытом, восприятие становится более живым и близким к реальности.

Наблюдая мир с помощью чувств, мы узнаем то, что нас окружает, например, велик или мал некий предмет. Функция органов чувств — информировать нас об окружающем и соответственно адаптировать наши реакции. Важно иметь в виду, что различение и оценивание — не одно и то же. Легко различить золото и дерево. Но, конечно же, глупо, соединяя различение с оценкой, говорить, что золото всегда лучше дерева, потому что долговечнее, реже встречается, а потому дороже и ценнее. Адекватное оценивание покажет, что золото — подходящий материал для одних целей и совершенно непригодный для других. Правильное различение связано с чисто юпитерианским умением видеть относительную уместность, полезность вещи или ситуации — способностью адекватного ответа на обстоятельства. Эта способность полностью задействует наш сознательный ум и пять чувств и избавляет от необходимости обращаться к суждениям других людей.

 

Сочетания Сатурна, Меркурия и Юпитера

 

Для хорошего функционирования интеллекта необходимы:

    1)  способность наблюдать и интуитивно понимать;  воспринимать,

     различать и оценивать;

    2)  способность соотносить материал памяти с личными

     наблюдениями; приходить к адекватным логическим выводам;

     контактировать и соотносить; осуществлять синтез;

   3)  способность сохранять в памяти знания и наблюдения.

Интеллект зависит от синтеза этих трех базовых функций. Они позволяют собирать данные прежде всего о физических явлениях окружающего мира и творчески связывать их между собой. Благодаря им мы сознаем тонкие нюансы, оттенки значений и приходим к новым достоверным выводам.

Конечно, всегда есть опасность преобладания одной из трех планет над двумя другими. Например, может преобладать меркурианская тенденция собирать и соединять. Но без путеводной шкалы ценностей Меркурий подобен мелкому торговцу, в лавке которого продается все — от бриллиантовых колец до шнурков для ботинок — и... по одной цене. Меркурианские люди должны учиться осознанно использовать качества Сатурна и Юпитера, чтобы придавать смысл необъятному количеству своей информации.

Другой вариант: в интеллекте главенствует память. Сатурн, управитель памяти, имеет тенденцию судить все новое по старым меркам. Встречаясь с новой ситуацией, он всегда старается разобраться в ней, опираясь на опыт прошлого, и, если это не удается, он чувствует себя неуверенно и делает ошибки, быть может, мелкие, но имеющие тенденцию накапливаться и приводить к крупным неприятностям. Оценивать настоящее лишь по прошлому опыту — опасно.

Сатурнианские люди должны учиться делать сознательные усилия к юпитерианской открытости ума. Они должны отдавать себе отчет, что бывают такие новые ситуации, которые требуют нового реагирования, отличного от того, чему учит сатурнианский опыт.

Излишне говорить, что и с Юпитером связаны свои опасности. Юпитерианские люди склонны жить исключительно "здесь и сейчас”, целиком полагаясь на свои непосредственные впечатления и спонтанные реакции. Они не учатся на опыте и не стараются думать о своих проблемах. Кажется, будто судьба просто несет их от одного события к другому. Они не в состоянии включиться во что-либо, требующее хоть немного дисциплины, и потому не могут ни в чем укорениться. В обществе немало таких людей, предпочитающих жить спонтанно, отдаваясь впечатлениям, вне стабилизирующего влияния традиций и обязанностей. У них слабо проявлены и Сатурн и Меркурий, благодаря которым становятся возможными осмысленный порядок жизненного пути и личная ответственность человека за обстоятельства собственной жизни.

Итак, есть три грани интеллекта. Именно их целостность мы можем называть интеллектом, которым в той или иной мере обладают все люди. Интеллект работает правильно и надежно, лишь когда эффективно и гармонично взаимодействуют между собой эти три грани: память, координация, восприятие (Сатурн, Меркурий, Юпитер). Если одна из них доминирует или, наоборот, подавляется, — ждите проблем.

Некоторые животные, например шимпанзе или дельфины, обнаруживают эти три грани интеллекта в зачаточном состоянии. Таким образом, эти качества не являются присущими исключительно человеку. Это фундаментальные способности, которые медленно развивались в процессе эволюции жизни на планете. Они дают нам возможность жить более успешно и радостно.

Но это не все об интеллекте. У человека, кроме этого, существует интегративная функция его "Я", дающая направление и цель. Без нее, только с тремя описанными выше факторами мы не были бы способны на истинное творчество. Мы не смогли бы создавать произведения искусства, делать научные открытия, доказывать математические теоремы, потому что потенциал Меркурия и Юпитера неизменно тормозился бы осторожным Сатурном. Сатурн — одна из личностных планет, и как таковая он движим прежде всего потребностью в безопасности.

 

ТРИ ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНЕТЫ

И ИНТЕЛЛЕКТ

 

Без интегрирующей функции "Я" наш интеллект был бы неэффективным, бесцельным или даже бессмысленным. Поэтому обратимся теперь к "Я" — к Солнцу, Луне и Сатурну.

Будем исходить из того, что существует три различных типа интеллекта — солнечный, лунный и сатурнианский. Поэтому, чтобы исследовать интеллект астрологическими методами, надо сначала изучить позиции Солнца, Луны и Сатурна. Детальное обсуждение сильных и слабых позиций этих трех планет содержится в приложении к нашей книге "Часы жизни: возрастная прогрессия в гороскопе" [11] и еще более детальное — в книге "Астрологические дома". [10]

Например, если из этих трех планет у Солнца наиболее сильная позиция, а Меркурий и Юпитер находятся под его влиянием, мы говорим о солнечном типе интеллекта.

Если мы обладаем здоровой уверенностью в себе и развитым самосознанием, то нам достаточно даже среднего интеллекта, чтобы справляться с жизненными коллизиями, ибо мы оцениваем себя положительно, ощущая собственные способности. Если же мы думаем о себе как о человеке неполноценном, то трудности будут обескураживать и сокрушать нас.

Потому столь важен образ "Я", создаваемый тремя основными планетами.

Он определяет то, как мы можем реализовать свой интеллект в русле одного из трех типов. Обратимся к функциям и взаимовлияниям трех основных планет.

 

Солнечный интеллект

 

Солнце дает нам жизненную энергию и потому занимает центральное место в системе личности. Солнце — символ самосознания, и это иллюстрирует выражение "Я мыслю, следовательно, существую".

Солнечная энергия лежит в основе саморефлексии. Поэтому от положения Солнца в карте зависят характерные лишь для человека качества, такие как способность смотреть на себя отстраненно, размышлять над своим местом во Вселенной, анализировать собственное поведение. Это важные компоненты интеллекта. Солнце позволяет занять ту единственную, присущую только нам индивидуальную позицию в жизни, с которой мы наблюдаем мир, оцениваем и анализируем его. В этой позиции все объекты и жизненные ситуации рассматриваются по отношению к нам самим и находят место в нашей личной системе ценностей. Наши суждения не могут не быть субъективными в силу неизбежной ограниченности кругозора. Солнце, центральное "Я", заинтересовано главным образом в том, что касается нас самих, усиливает наше положение и потенциал.

При этом именно Солнце может дать наибольшую объективность, особенно при определенной степени внутренней независимости и самосознания. Ибо Солнце судит себя по собственным достижениям. Для развитого солнечного интеллекта центральными являются принципы автономии и личной ответственности. Солнечный интеллект помогает человеку становиться уникальной индивидуальностью. Этот процесс происходит на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях.

 

Лунный интеллект

 

Луна символизирует эмоциональную природу. Она формирует интеллект, который реагирует на окружающий мир через чувства. Воистину форма Луны определяется внешними факторами. Сущность астрологической Луны —- в избирательности реакций на внешний мир. Она мыслит в категориях любви и ненависти, хорошего и плохого, приятного и отвратительного. Будучи довольна, она проявляет симпатию и уступчивость; если раздражена и что-то ей неприятно, отвернется и будет страдать. Мы не должны осуждать подобную субъективность; в действительности она нужна нашей психике, чтобы из непрерывного потока впечатлений выбирать наиболее актуальные. Кроме того, в этой субъективности коренится лунная способность интуитивного понимания чувств других людей и эмпатического ответа на них.

Сама по себе Луна может лишь бесцельно следовать "течениям", она не способна разумно организовать жизнь. Лунные люди часто бывают настолько неуравновешенны и подвержены настроениям, что от этого неуютно им самим и их близким. Одно только в них неизменно — жажда человеческих контактов. В наше время таких людей часто не понимают и недооценивают.

 

Солнце и Луна

 

В нашей культуре солнечное сознание — динамичное, уверенное, энергичное — пользуется признанием и уважением. Лунное сознание эмоционально. В отличие от солнечного оно жаждет частого общения с внешним миром. Луна нуждается в значимых контактах с людьми, животными или хотя бы с растениями. Она стремится быть связанной с другими. Ей важно получать положительный ответ на свои призывы. Потому мы говорим о "контактном Я", о "Я отношений". Лунное "Я" могло бы сказать о себе так: "Мое окружение реагирует на меня, следовательно, я существую".

Солнце гораздо более самодостаточно. Солнечные люди не нуждаются в одобрении со стороны окружающих; им достаточно знать самим, что они сильны, способны, пользуются успехом.

 

Сатурнианский интеллект

 

Сатурнианский интеллект направлен на установление и поддержание комфорта и безопасности путем ответственной, разумной, покровительственной заботы о людях, находящихся в сфере его влияния. Типичные сатурнианцы — превосходные опекуны, сиделки и т.п. Они любят работать историками, археологами, геологами, а также в сфере страхования, и из пристрастия к системе и порядку — в библиотеках. Только представьте себе лунную личность, работающую в библиотеке! Она не верит ни в какие системы и потому чуть ли не каждую неделю будет устанавливать книги в другом порядке, следуя новому капризу или идее. И наконец, когда уже никто не будет знать, где что-то найти, она предложит в утешение клиенту чашечку чудесного горячего чая. А сатурнианский библиотекарь точно знает, какие у него есть книги и где их найти.

Как мы уже сказали, Сатурн — это память, в которой мы храним все, что считаем достойным сохранения. Благодаря Сатурну мы можем накопить внушительный объем знаний, но это не сделает нас творческими людьми: сатурнианский интеллект всегда предпочитает старые испытанные методы. Сатурнианцы чувствуют себя прочно и уверенно, когда точно знают, что их status quo ничто не угрожает, что порядок правит всем. Но любая угроза их порядку обращает его в хаос и повергает этих людей в тревогу. Тревога — плохой советчик и вредна для работы интеллекта. Тревожные люди не могут сохранять направление мысли, их захлестывают негативные ожидания. Они не в силах увидеть "лес за деревьями", задают неправильные вопросы и удивляются, получая неверные ответы. Так, они сами порождают негативные результаты и потом, конечно, говорят: "Я так и знал".

 

Сатурн и Луна

 

Сатурн может сильно подавлять Луну, сводить на нет лунную радость общения и свободного выражения чувств. Сатурн сдерживает чувства, принуждает их к более стереотипному и формальному выражению, менее рискованному и более приемлемому социально. В конечном счете эти ограничения наносят ущерб естественному энтузиазму Луны; "загнанная в угол", она начинает искать спасения в полном подавлении своих чувств. Без живых отношений и личностного контакта, без возможности принимать и давать любовь Луне остается лишь застыть в пассивности и страдать.

С другой стороны, Сатурн может дать Луне твердый стержень и стабильность, без которых она тонет в потоке ежедневных событий. Она действительно нуждается в Сатурне, который может стабилизировать ее и защитить. Сатурн фиксирует и сохраняет все, что происходит в жизни человека. Он следит за тем, чтобы мы учились на опыте, чтобы ничто не пропадало и имело какую-то цель. Поэтому Луне следует позволить Сатурну руководить или хотя бы научиться находить адекватное применение его энергиям.

 

Сочетание личностных планет

 

Можно сказать, что одна из наших жизненных целей — достичь гармоничного взаимодействия Солнца, Луны и Сатурна. Это шаг к интеграции нашей тройственной личности. Когда мы начинаем сознательно участвовать в своем развитии, возникает потребность наделить должной энергией каждый из трех ее планов.

На солнечном плане это означает усиление самосознания, развитие независимости и уверенности в своих способностях. Для наилучшего использования лунных энергий мы должны воспитывать в себе умение общаться с другими людьми, избирательно сближаться с ними. А энергия Сатурна должна направляться прежде всего на использование прошлого опыта (памяти) и обеспечение безопасности. Нам следует научиться получать удовольствие от заботы о других и о себе. Мы должны также позволять детям проверять на опыте все запреты, в том числе и те, которыми общество ограничивает нашу личную волю.

Я уже сказал, что память — одна из основных наших способностей. Сатурн можно сравнить с компьютером, чей банк данных может выдать лишь то, что мы в него заложили, а если вспомнить об участии Луны, — лишь то, что она соглашается услышать.

К этому необходимо добавить направление и цель, исходящие от Солнца. Оно рассмотрит все, что предоставили Луна и Сатурн, и примет решение о дальнейших действиях. Так солнечные воля и свобода выбора придают смысл жизни.

Солнце и Сатурн без участия Луны собирали бы новые идеи и знания, но держали бы их при себе — у них нет потребности контакта и обмена опытом.

Солнце и Луна без Сатурна могут до бесконечности контактировать с людьми, входить в новые ситуации, размышлять, со всеми делиться своими взглядами. Но у них есть тенденция к поверхностности, ибо их опыт недолговечен и они не знают, как организовать материал своих наблюдений и выработать связную картину.